Налоги нерезидентов


В Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» 2008 года были внесены существенные изменения в части налогообложения юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих свою деятельность через постоянное учреждение, которые дали возможность фискальным органам облагать корпоративным подоходным налогом представительские расходы, выделяемые головным предприятием-нерезидентом своему Представительству..


В Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» 2008 года были внесены существенные изменения в части налогообложения юридических лиц-нерезидентов, осуществляющих свою деятельность через постоянное учреждение, которые дали возможность фискальным органам облагать корпоративным подоходным налогом (далее – «КПН») представительские расходы, выделяемые головным предприятием-нерезидентом своему Представительству.

Термин «постоянное учреждение» юридического лица-нерезидента существовал и ранее. Однако, в соответствии со ст. 177 ранее действующего Налогового кодекса, обязательной характеристикой «постоянного учреждения» являлось осуществление им предпринимательской деятельности, приносящей доход этому учреждению, и в п. 2 ст. 184 перечислялись конкретные виды доходов «постоянного учреждения», которые и облагались КПН.

С принятием нового налогового кодекса пунктом 6 ст. 191 Кодекса был введен новый вид деятельности юридического лица-нерезидента -осуществление нерезидентом на территории Республики Казахстан деятельности подготовительного и вспомогательного характера и дан четкий перечень условий, которым должна соответствовать таковая деятельность. При этом законодатель указал, что если такая деятельность длится более трех лет, она  приводит к образованию постоянного учреждения юридического лица-нерезидента, вне зависимости от получения от такой деятельности дохода.

Статья 198 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» была дополнена пунктом 3, который включил в совокупный годовой доход юридического лица-нерезидента от осуществления деятельности в Республике Казахстан через постоянное учреждение, доходы, полученные постоянным учреждением юридического лица-нерезидента из источников за пределами Республики Казахстан, в том числе через служащих и другой нанятый персонал. Именно это новшество и явилось основанием для взимания корпоративного подоходного налога с так называемых «представительских расходов».

В соответствии с п. 2 ст. 102 Кодекса, представительские расходы относятся на вычеты в размере, не превышающем 1 процента от суммы расходов работодателя по доходам работника, подлежащим налогообложению, указанным в пункте 2 статьи 163 Кодекса. То есть фактически корпоративным подоходным налогом по ставке 20% облагаются все 99% представительских доходов, которые получает представительство юридического лица-нерезидента для осуществления деятельности вспомогательного характера на территории РК. А если учесть разнообразие спектра этих расходов, которые, в соответствии с п. 1 статьи 102 Кодекса, включают в себя расходы по приему и обслуживанию лиц, в том числе физических лиц, не состоящих в штате налогоплательщика, расходы на транспортное обеспечение указанных лиц, питание во время переговоров, оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате организации, а также расходы, связанные с арендой помещений для проведения презентаций деятельности юридического лица-нерезидента и т.д., нетрудно увидеть, что в условиях рынка, дороговизны услуг, расходы на осуществление такой деятельности фактически превышают денежную сумму, оставшуюся свободной после оплаты корпоративного походного налога.

На наш взгляд, действующее налоговое законодательство требует доработки и совершенствования по изложенной выше проблематике. Так, в целях реализации принципов разумности и справедливости, целесообразно было бы пересмотреть вопрос налогообложения юридических лиц-нерезидентов , в частности, вопрос об исключении представительских расходов, получаемых постоянным учреждением юридического лица-нерезидента, осуществляющим на территории РК деятельность вспомогательного характера и не имеющим самостоятельного дохода, из категории объектов, подлежащих налогообложению корпоративным подоходным налогом. Или, в качестве альтернативного варианта, - значительное увеличение процента представительских расходов, получаемым данным субъектом, которые он сможет относить на вычеты.



rss Подписаться на новости
Яндекс.Метрика