Патронат – дорога к дому


Ребенок должен жить в семье! Увы, жизнь вносит свои коррективы в непреложность этой аксиомы. И тогда на помощь малышу, оставшемуся без родителей и близких, приходит государство и те, кому под силу подарить ребенку любовь и заботу. Желающих взять ребенка в семью достаточно много, но процесс усыновления - процедура не простая, далеко не каждому хватает терпения выйти на финишную прямую..

Ребенок должен жить в семье! Увы, жизнь вносит свои коррективы в непреложность этой аксиомы. И тогда на помощь малышу, оставшемуся без родителей и близких, приходит государство и те, кому под силу подарить ребенку любовь и заботу. Желающих взять ребенка в семью достаточно много, но процесс усыновления - процедура не простая, далеко не каждому хватает терпения выйти на финишную прямую…

Каждый, кто хоть раз побывал в детском доме, не в состоянии забыть глаза его маленьких жителей, переполненные невысказанной боли и надежды, что вот-вот откроется дверь и во­йдет мама... В копилке памяти специалистов органов опеки и попечительства - огромная «коллек­ция» уникальных случаев из жизни маленьких подо­печных и тех, для кого усыновление - единственный шанс обрести родительское счастье. К решению усы­новить ребенка люди идут годами и десятилетиями, взвешивая при этом свои возможности, анализируя жизненные перспективы. Не всем «счастливчикам», которым удалось пройти через все необходимые про­цедуры и добиться положительного решения суда, удается справиться с неизбежными трудностями ро­дительской практики. На фоне мизерного процен­та возврата детей после усыновления иногда все же складываются ситуации, вызывающие откровенное недоумение. Однажды женщина вернула ребенка по­тому, что он мешал ей спать. В другой ситуации «ма­маша» отказалась от ребенка, потому что он слишком много ел(!). Можно представить, сколько требуется выдержки ибольшого сердца от специалистов орга­нов опеки и попечительства, чтобы подобрать вер­ный ключ к решению множества непростых проблем, возникающих в практике усыновления! В последнее время желающим взять приемного ребенка в семью в качестве альтернативы усыновлению, опеке и попе­чительству предлагают такую форму воспитания, как патронат, все нюансы, преимущества и недостатки которого мы решили выяснить.
«Переходный период»
Как нам объяснила старший юрист адвокатской конторы «Меркушева» Дана Баймуханова,под па­тронатом понимают форму воспитания в семье, при которой дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются на воспитание в семьи по трехсторонне­му договору, заключаемому органом опеки и попе­чительства и патронатным воспитателем. Срок дей­ствия договора - 3,6,9 месяцев, максимум - 1 год. При передаче ребенка (детей) в семью обязательноучитывается ого мнение, а при достижении 10 лет официальное согласие. В течение срока действия до­говора ребенок получает необходимый опыт жизни в семье, привыкает к приемным родителям. Договор можно либо продлить - по истечении срока действия, либо расторгнуть - для оформления усыновления. На практике патронат выступает как переходный период к усыновлению. В договоре указываются все условия содержания, воспитания и образования ребенка, нра­ва и обязанности патронатных воспитателей, органа опеки и попечительства по отношению к ним и т.д. Принципиальное отличие патроната от других форм устройства ребенка в семью - оплачиваемый труд патронатных воспитателей. За счет средств местного бюджета воспитанникам ежемесячно выплачивается пособие на питание, приобретение одежды, обуви и других предметов обихода (ребенку с рождения до 7 лет в размере 9 МРП, с 7 до 18 лет - 10 МРП). Безусловно, к патронатным воспитателям предъявля­ется масса требований, включая определенные нрав­ственные и личные качества. В списке прав - выбор способов воспитания, образовательного учреждения, в числе обязанностей - обеспечение всех условий для получения образования, заботы о здоровье и гармо­ничном развитии и др. Контролируют патронатных воспитателей местные органы опеки и попечитель­ства, которым предоставляются отчеты о расходе де­нежных средств, выплачиваемых на содержание ребенка.Учитывая объективную необходимость, дети и воспитатели проходят предварительную подготовку: первые - с психологом, вторые - процедуру тестиро­вания и специальной обучающей программы. По вопросам оформления патронатного воспитания необходимо обращаться к главному специалисту по вопросам опеки и попечительства районного отдела образования.
Репетиция роли
Что такое патронат на практике? Об этом нам рас­сказала начальник отдела дошкольного воспитания и интернатных учреждений Управления образования города Алматы Хасен Хорлан Алтынбеккмзы: «Го­воря простыми словами, патронат - репетиция роли родителя. Иногда мы сталкиваемся с ситуациями, когда принявший решение об усыновлении человек испытывает неуверенность в своих силах, это, дей­ствительно, громадная ответственность. Ведь в слу­чае возврата усыновленного малыша, он не только нанесет ему сильнейшую психологическую травму, но и будет вынужден, согласно законодательству, платить алименты ребенку до совершеннолетия - с вступлением решения суда в силу приемный ребенок юридически приравнивается к статусу родного. Что­бы избежать подобных ситуаций можно попробовать патронатное воспитание. В этом случае орган опеки выступает в качестве работодателя и выплачивает патронатному воспитателю зарплату (поскольку он тратит на ребенка время, здоровье и т.д.). Прервать договор можно в любой момент при наличии уважи­тельных причин (в связи с отсутствием взаимопони­мания между патронатным воспитателем и ребенком, с неспособностью осуществлять воспитательную дея­тельность по состоянию здоровья, конфликтных от­ношений между детьми и другими обстоятельствами и др.). Договор может быть расторгнут и по иници­ативе органа опеки и попечительства при возникно­вении неблагоприятных условий для содержания, воспитания, образования ребенка или в случаях воз­вращения ребенка родителям или его усыновления.В любом случае, расторгнув договор и вернув ребенка в воспитательное учреждение, патронатный воспита­тель не несет ответственности перед государством -исключительно перед своей совестью».
Между небом и землей
В некоторых ситуациях к патронату прибегают как к вынужденной мере. Чаще всего детей на усынов­ление берут совсем крохами. Но как быть приемным родителям, которые узнают, что малыш - не «отказ­ник», а «подкидыш», на которого нет нотариально за­веренного отказа (в этом случае усыновление можно оформить лишь после завершения полугодовых ме­роприятий по поиску родителей). На помощь прихо­дит патронат, но самое сложное - объяснить родите­лям, что органы опеки обязаны вернуть ребенка, если найдутся настоящие родители и изъявят желание забрать малыша. Конечно, патронатные воспитатели с трепетом ждут окончания этого срока, чтобы офор­мить усыновление. Однажды в орган опеки и попе­чительства обратилась женщина - доктор наук, про­фессор. Посвятив себя науке, она «опоздала» родить ребенка, и усыновление было единственным шансом обрести счастье материнства. Она выбрала малыша, у которого официального отказа не оказалось. Жен­щина оформила договор на патронатное воспитание и жила полгода в постоянной тревоге, что настоящие родители малыша найдутся. К счастью, ей хватило терпения, и все закончилось благополучно. Потому что на практике случаев возврата ребенка, находя­щегося на патронатном воспитании, биологической маме - один из тысячи. Но быть готовым к нестан­дартным ситуациям все же надо. Реальная жизнь бо­гата «сюрпризами», когда в дверях суда сталкиваются «новые родители», получившие решение об усынов­лении, и родители, изменившие решение отказаться от ребенка. Другой неожиданностью может быть бо­лезнь ребенка. Одна женщина пожелала усыновитьтяжелобольную девочку, в качестве альтернативы ей было предложено патронатное воспитание. Но состо­яние ребенка было настолько тяжелым, что главный врач Дома ребенка перевела девочку вбольницу, где она вскоре умерла. Трудно представить, что было бы с женщиной, все-таки взявшей ребенка на патронатное воспитание. В любом случае, ответственность пала бы, в первую очередь, на органы опеки.
Новые Макаренко
Радует, что среди наших современников есть насто­ящие энтузиасты. Некоторые педагоги берут детей на патронатное воспитание с благородным посылом - сгладить «шероховатости» в поведении, выправить успеваемость в школе. Один молодой учитель берет из специализированных учреждений для детей с девиантным поведением на патронатное воспитание трудных подростков, воспитывает их до совершенно­летия, дает «путевку в жизнь»... Бескорыстные вос­питатели (если вспомнить, что им полагается пособие и заработная плата) зачастую собирают эти деньги на покупку чего-то серьезного, например, компьютера. На противоположном полюсе - другая «порода» лю­дей, претендующих на роль воспитателей из меркан­тильных соображений. Однако сотрудники органов опеки - прекрасные психологи, владеющие допол­нительной информацией о кандидатах (личностные характеристики, жилищно-бытовые условия и т.д.), что позволяет не допускать таких «воспитателей» к выполнению ответственной роли. Часто сдерживаю­щим фактором служит строгая отчетность истрачен­ных средств пособий.
Масштабы ответственности
Предположение возможных рисков воспитателя -очевидный плюс патронатной формы. А как чувству­ет себя ребенок, которого приютили и согрели, а по­том вернули как использованную игрушку (в случае расторжения договора по инициативе воспитателя)?! Ведь он успел привыкнуть к новому дому и «родите­лям», незная, что эти блага даны ему «во временное пользование». Судьба однажды нанесла ему удар, от­няв родителей, второй такой удар он может и не вы­нести, сломаться, навсегда утратив доверие к людям и миру. Чтобы избежать «катастрофы», работники ор­ганов опеки и попечительства ведут психологическую работу с претендентами, стараясь донести масштабы ответственности. При сиротских учреждениях, дет­ских домах работают «Школы приемных родителей». Дети, в случае необходимости, также получают по­мощь квалифицированных психологов. И эта работа приносит свои плоды - случаи возврата детей крайне редки. Сегодня специалисты отмечают тенденцию со­кращения количества детей-сирот за счет усыновле­ния, опеки, попечительства и патроната. С 2008 года количество детей-сирот уменьшилось в 2 раза. В 201 1 году одни Дом ребенка был закрыт по причине сокра­щения числа детей. В другом детском доме числен­ность сократилась с 300 до 124 детей. Кроме того, в нашей стране существует уникальное учреждение, которому нет аналогов в мире, - Дом юношества для молодых людей достигших совершеннолетия, где они могут проживать до 29 лет. По инициативе Сары Алпысовны Назарбаевой в стране открываются Дома надежды, куда отчаявшиеся мамы приносят своих детей на попечительство государства с рождения до 7 лет, не будучи в состоянии позаботиться о них, остав­ляя за собой право, забрать ребенка в любой момент, как только встанут на ноги. Больше всего удивляют факты усыновления детей-сирот не бездетными су­пружескими парами, а людьми, которыми руково­дит благородный порыв внести свою лепту в решение проблемы сиротства. Сегодня способность к такому поступку проявляют не только состоявшиеся, но и только начинающие самостоятельную жизнь люди.

rss Подписаться на новости
Яндекс.Метрика