Формула на миллион


Успех в бизнесе — цель, возведенная в культ, достичь которую удается далеко не каждому. Существует ли универсальная формула бизнес-успеха? Этот отнюдь не праздный вопрос обсудили участники круглого стола, который был организован редакцией журнала «Дорогое удовольствие Central Asia». Жанна Меркушева, директор Адвокатской конторы «Меркушева» выступила в качестве эксперта на данном мероприятии..

Формула на миллион

Успех в бизнесе — цель, возведенная в культ, достичь которую удается далеко не каждому. Существует ли универсальная формула бизнес-успеха? Этот отнюдь не праздный вопрос мы предложили на рассмотрение участникам круглого стола.

В беседе принимали участие:

Гости:

Георгий Кельберг, совладелец компании Tuan Tuan;
Махмуд Шадиев, генеральный директор ТОО «Немецкий двор»;

Инна Апенко, исполнительный директор компании Textiline, собственник бренда Mimioriki.

Эксперты:

Жанна Меркушева, директор Адвокатской конторы «Меркушева».

Гульжанат Таяуова, директор департамента докторских программ МАБ, ассоциированный профессор;

Наши гости обсудили 5 вопросов и вынесли свой вердикт:

1

В наше время для создания бизнеса возможностей гораздо больше, чем в начале рыночной эпохи?
Эксперты — мнения разделились
Гости — да

 

2

Для успеха в бизнесе личностные качества важнее навыков и знаний?
Эксперты — да
Гости — да

 

3

Необходим ли начальный капитал для успешного старта в бизнесе?
Эксперты — мнения разделились
Гости — мнения разделились

 

4

Преувеличены ли трудности на пути бизнесмена?
Эксперты — мнения разделились
Гости — да

 

5

Существует ли универсальная формула успеха в бизнесе?
Эксперты —  нет
Гости —  нет

 
 
Лихие 90-е или цивилизованные 2000-е?

Инна: Распространенная точка зрения, что в 90-е годы, на заре рыночной экономики, было легче раскрутить свой бизнес, имеет под собой основу. В условиях сырого рынка и начала формирования бизнес-культуры поймать правильную волну легче. Но, с другой стороны, стартовые условия в то время были не сопоставимы с теми, которые создаются для стартапов сейчас. На сегодняшний день существует масса инструментов, с помощью которых можно создать бизнес. Но при этом возросла конкуренция. Если в 90-е годы важно было просто насытить рынок, удовлетворяя спрос на качественную одежду, то сегодня помимо качества нужно иметь свою философию. И этому требованию соответствовать сложнее.

Гульжанат: В 90-е годы бизнес-среде были присущи динамизм и неопределенность. Достаточно быстро развивались ее элементы, и успех зависел не только от наличия предпринимательских навыков, но и от шанса оказаться в нужное время в нужном месте и начать действовать раньше других.


Жанна: В 90-е годы, в период дикого рынка, большинство учредителей компаний заключали соглашения на устных договоренностях. Предприниматели не имели достаточных знаний в данной области. После того как учрежденные компании стали приносить прибыль, наступил период раздела бизнеса между учредителями, что привело к судебным процессам. Сегодня бизнес уже устоялся, предприниматели грамотно подходят к организации бизнеса, юридические документы дотошно отрабатываются, с учетом всех нюансов и пожеланий.

Георгий: Мы сейчас рассуждаем с высоты своего опыта. Но нынешняя молодежь, как и мы 25 лет назад, понимает бизнес по-своему. Да, сегодня есть масса инструментов, которых не было у нас. Но ведь базовые вещи не меняются: работают те же схемы, что и раньше. Согласен, тогда было много незанятых базовых ниш, но сейчас огромное количество новых, о которых мы в свое время и подумать не могли.

О качествах бизнесмена

Гульжанат: На успешность бизнеса влияет множество личностных качеств, которые на начальном этапе подталкивают человека к стартапу. Необходимы теоретическая подкованность, самостоятельность, целеустремленность, устойчивость, энтузиазм и вера в будущее. Важны также стойкость, умение идти до конца, трудолюбие и любовь к делу. Ценно в бизнесе и умение рисковать, но при этом риск должен быть оправданным. Среди этих качеств есть как личностные, корневые, так и умения и навыки, которые нарабатываются с помощью базового образования, самообразования и тренингов.

Жанна: Если говорить о людях, напрямую связанных с организацией и развитием бизнеса, то они должны иметь четкое представление об области, которой намерены заниматься, уметь нести ответственность не только за себя, но и за коллег, обладать организаторским талантом и волей к победе. Допустим, есть люди-«зажигалки», которых легко вдохновить, они вспыхивают и так же быстро гаснут, но бизнес — это марафон, где нужно бежать без остановки. Существуют определенные этапы в развитии личности, так и в бизнесе есть периоды подъема, стагнации, кризисные моменты, когда переоценивается прошлый путь и компания делает шаг вперед или перестает существовать.

Георгий: Я бы на первое место поставил настойчивость. Она граничит с вдохновением — состоянием, когда тебе нравится то, что ты делаешь, и ты готов бежать этот самый марафон, видя впереди большую цель.

Махмуд: Если говорить о личном опыте, то мне помогло упорство. Думаю, это основное качество, которое требуется в бизнесе. Людей, генерирующих интересные перспективные идеи, достаточно, но эти идеи невозможно воплотить в жизнь без упорства и умения идти к поставленной цели. Затем бы выделил дисциплину — то, чего требую от всех, начиная с себя. Только при условии соблюдения жесткой дисциплины в наше полное форс-мажоров время можно чего-то достичь.

О трудностях

Инна: Реальная трудность — конкурентная среда.

Гульжанат: В списке трудностей значится и коррупция, и то, что в академической среде принято называть административными барьерами, необходимость сбора большого количества сопроводительных и разрешительных документов. Что касается конкуренции, то все еще сложнее, если учесть количество иностранных производителей, с которыми придется конкурировать. Эти подводные рифы также можно обойти, если подготовиться, предусмотрев массу нюансов, таких как себестоимость товара, который вы намерены выпускать, все фазы производственной цепочки, включая клиентов, дистрибьюторов и т.д. Таким образом, необходим тщательный анализ рынка. Учитывая массу факторов на старте бизнеса, нужно не упустить и столь важного, как менталитет будущих партнеров. Необходимо знать, чего от тебя хочет клиент, с поправкой на его культуру, вкус, приоритеты и т.д.

Жанна: В качестве адвоката и юриста я бы хотела сделать акцент на другой стороне вопроса. Большая проблема заключается в том, что у нас изначально нет равноправия фискальных органов и бизнеса. С точки зрения первых бизнес виноват априори. В свою очередь налоговые органы имеют мощные механизмы для реализации своих полномочий в отношении репрессивных методов, соответственно, о равноправии говорить не приходится.

Махмуд: Мифов о бизнесе достаточно, но глаза боятся, а руки делают. Если настойчиво чем-то заниматься, можно достичь многого. Особенно в Казахстане, где возможностей для бизнеса достаточно. А трудности… Без них никуда.

О материальных возможностях

Гульжанат: Многие считают наличие стартового капитала залогом успеха, но основной капитал человека — его интеллект. И в бизнесе гораздо важнее бизнес-идея и удачное партнерство. Можно использовать чужие деньги, воплощая собственную бизнес-идею. И примеров, когда успешный бизнес начинался с нуля, масса, включая опыт зарубежных компаний-титанов, таких как «Майкрософт». Внушительные размеры стартового капитала не являются гарантией успеха, достаточно случаев, когда при наличии оного, но с заведомо провальной идеей бизнес заканчивался крахом.

Жанна: Это извечный вопрос философии: что первично — идея или материя? И в случае с бизнесом идея первична. Конечно, в этом вопросе важно иметь в виду направление бизнеса. Допустим, дело, изначально нацеленное на работу с активами, производством, ценными бумагами, априори предполагает наличие капитала. И даже существуют положения в законодательстве, согласно которым компания не имеет права работать, если не обладает определенной суммой на счету. В случае с бизнесом, связанным с оказанием консалтинговых, рекламных, юридических услуг, есть возможность начать без стартового капитала. В его роли выступят опыт и знания.

Махмуд: Без определенной суммы денег сложно начать бизнес, но такие случаи в моей практике были. Да, я представляю производственную компанию, но даже в этом случае можно начать с нуля или с небольших средств. Свой первый бизнес я начинал именно так. Он сильно отличался от того, чем я занимаюсь теперь. Это было ивент-агентство, где больших денег не требовалось. В наше время при наличии ряда финансовых инструментов и различных программ поддержки малого и среднего бизнеса, можно построить успешный бизнес. Главное — иметь мечту, план ее реализации и упорно идти к ней.

Георгий: В сравнении с 90-ми годами сегодня требуется намного меньше денег, чтобы начать бизнес в производстве, как бы парадоксально это ни звучало. Можно не иметь собственных активов, заводов, рабочих. Весь мир работает по принципу аутсорсинга. Важны идея и умение убедить покупателя в том, что твой товар или услуга ему нужны. Я прошел такие же «университеты», что и Жанна Петровна. Мы начинали с нуля, хотя у нас был стартовый капитал в тысячу рублей, которые сестра в виде свадебного подарка положила нам на книжку. Я убежден, что деньги в какой-то степени работают против бизнеса, потому что нужно учиться их зарабатывать, не имея материальной поддержки. Свое новое дело я всячески «обезвоживаю». У меня было множество бизнес-инициатив, которые я питал деньгами из своего основного бизнеса, и ни одна из них не выжила, потому что все они находились в парниковых условиях. Бизнес работает, только если люди хотят обменять то, что вы создали, на деньги.

Гульжанат: В Казахстане много денег, но мало идей.

Георгий: Это невероятно, но факт. У нас существуют фонды с неиспользованными средствами. К примеру, по Киотскому договору Казахстан не использовал, насколько я знаю, около миллиарда долларов: не было идей и технологий, на которые можно было бы их потратить. Большие деньги есть и в Инновационном фонде. Предлагайте идеи и осваивайте...

О формуле успеха

Георгий: Мне кажется, готовой универсальной формулы успеха в бизнесе не существует. Успех зависит от самого бизнесмена, от его стиля ведения бизнеса. Не существует успешной гарантированной стратегии в бизнесе, потому что он развивается в разных условиях, в разное время, и мульти вариантность — это то, что отличает бизнес от всех остальных видов деятельности. Активность, созидательный труд — вот, пожалуй, возможная формула успеха. Нужно создавать какую-то дополнительную ценность, только тогда ее можно будет обменять на энергию, на деньги, чтобы создавать дальше.

Махмуд: Согласен. Но из личного опыта могу сказать: всегда будет сопутствовать успех, если заниматься тем, что сильно отличается от того, что делают другие. Уникальный продукт, подход являются начальной составляющей формулы успеха в бизнесе — нужно искать оригинальные идеи, не факт, что они будут работать, но если получится, то гораздо больше шансов, что такой бизнес будет процветать. Так что моя формула — оригинальность.

Инна: Хочу акцентировать внимание на духовной составляющей бизнеса. С этой точки зрения выживают и становятся успешными те, кто способен оставить после себя не только материальное наследие. Сегодня, общаясь со многими бизнесменами, я вижу, что ими движет высокая цель — сделать этот мир лучше. И в этом случае поразительно, что такое стремление встраивается в какую-то канву, какие-то неведомые силы помогают тебе решать задачи, и ты достигаешь своей цели.

Гульжанат: Несмотря на обилие всевозможных схем, и методов, предлагаемых в учебниках по менеджменту, универсальной стратегии успеха в бизнесе не существует. На самом деле сначала нужно создать что-то совершенное, поселить в нем все желаемое, а затем проложить дорогу от реального к идеальному. Пересечение этих двух дорог и является формулой успеха.


rss Подписаться на новости
Яндекс.Метрика