Общие правовые вопросы создания банка второго уровня в Республике Казахстан

Аналитика 2014-04-14 09:56:18

Настоящая юридическая справка подготовлена для юридических лиц - нерезидентов имеющих намерение создать в Республике Казахстан банк второго уровня (без детализации процедур получения разрешения на открытие банка и получение статуса крупного участника банка).

Юридическая справка на предмет общих правовых вопросов создания  банка второго уровня в Республике Казахстан

 (без детализации процедур получения разрешения на открытие банка и получение статуса крупного участника банка)

Примечание: Настоящая справка подготовлена для юридических лиц–нерезидентов РК имеющих намерение создать в Казахстане банк второго уровня.

Уполномоченным государственным органом Республики Казахстан, регулирующим банковскую деятельность (органом банковского надзора) является Национальный Банк Республики Казахстан.

Банковская деятельность в Республике Казахстан прежде всего регулируется Гражданским кодексом РК, Законом «О банках и банковской деятельности»,   иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также внутренними документами самого банка.

Официальный статус банка в Казахстане определяется государственной регистрацией юридического лица в качестве банка в регистрирующих органах и наличием лицензии Национального Банка Республики Казахстан на проведение банковских операций.

В соответствии с законодательством Республики Казахстан, регулирующим банковскую сферу, процедуру создания банка как финансовой организации можно разделить на несколько этапов:

1. Собственно принятие учредителями решения о создании банка.

2. Получение разрешение на открытие банка с одновременным получением согласия Национального банка РК на присвоение учредителю статуса крупного участника, а также согласование учредительных документов банка с Национальным банком РК.

3. Государственная регистрацию банка как юридического лица органами юстиции на основании разрешения Национального Банка РК на открытие банка и данных, подтверждающих согласование его учредительных документов с уполномоченным органом.

4. Государственная регистрация проспекта выпуска объявленных акций банка, их размещение среди учредителей, утверждение отчета о первичном размещении.

5. Получение лицензии на осуществление банковской деятельности (при необходимости получение лицензии на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг).

В настоящей справке рассмотрены ключевые требования к созданию банков второго уровня в Казахстане.   

Общие требования к банкам как юридическим лицам

Организационно-правовая форма

Банки в Республике Казахстан создаются в форме акционерных обществ. Именно организационно-правовая форма «Акционерное общество» предполагает выпуск и размещение акций банка среди учредителей, а в последующем, при намерении банка, среди прочих инвесторов. Действующее законодательство РК не предъявляет требований к способу размещения акций банка. 

Учредители банка

Учредителями банка могут быть юридические и физические лица резиденты и нерезиденты Республики Казахстан. Ограничения предусмотрено для юридических лиц нерезидентов, зарегистрированных в оффшорных зонах, определенных постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (Приложение № 1 к настоящей справке). Следует также отметить, что указанное ограничение не распространяется на банки-нерезиденты Республики Казахстан, имеющие минимальный требуемый рейтинг одного из рейтинговых агентств, определенных уполномоченным органом.

При создании дочерних банков банками-нерезидентами Республики Казахстан родительский банк должен иметь определенный рейтинг одного из рейтинговых агентств.  

Для того, чтобы будущий учредитель мог определить свой рейтинг прилагаем к настоящему заключению постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан «Об установлении минимального рейтинга для юридических лиц, необходимость наличия которого требуется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, регулирующим деятельность финансовых организаций, перечня рейтинговых агентств, присваивающих данный рейтинг» (Приложение №2 к настоящей справке).

Наименование банка

Существуют также требования к наименованию банка. Так наименование банка должно содержать слово «банк» или производное от него слово, запрещается использовать в наименовании банка слова «национальный», «центральный», «государственный» в полном или сокращенном виде на любом языке.  Не допускается использование в качестве наименования обозначений, тождественных или сходных до степени его смешения с наименованием ранее созданных банков, в том числе банков-нерезидентов Республики Казахстан, за исключением дочерних банков. Дочерние банки в своем наименовании обязаны использовать наименование родительских банков.

Уставный капитал банка

Уставный капитал вновь создаваемого банка формируется в национальной валюте Республики Казахстан за счет продажи акций банка. Акции банка при размещении должны быть оплачены исключительно деньгами.

Для вновь создаваемого банка законодательство Казахстана предъявляет следующие минимальные требования:

- минимальный размер уставного капитала - 5 000 000 000 (пять миллиардов) тенге;

- минимальный размер собственного капитала – 10 000 000 000 (десять миллиардов) тенге.

Уставный капитал вновь созданного банка должен быть оплачен его акционерами на пятьдесят процентов к моменту его регистрации и полностью - в течение одного календарного года со дня его регистрации.

В процессе деятельности банков второго уровня к ним предъявляются иные пруденциальные нормативы, методики расчета которых утверждены уполномоченным государственным органом

При необходимости требования к нормативным значениям и методика их расчета может быть представлена отдельно. 

Разрешение на открытие банка

Для государственной регистрации банка как юридического лица в обязательном порядке требуется разрешение Национального банка Республики Казахстан на открытие банка.

Заявление о выдаче разрешения на открытие банка рассматривается уполномоченным органом в течение трех месяцев со дня представления заявителем последней дополнительной информации или документа, запрошенного уполномоченным органом, но не более шести месяцев со дня приема заявления.

Помимо общеустановленных документов, юридическое лицо-нерезидент Республики Казахстан, являющееся учредителем банка, должно приложить к заявлению о выдаче разрешения на открытие банка письменное уведомление уполномоченного органа соответствующего государства о том, что данному лицу разрешается владеть акциями банка-резидента Республики Казахстан, либо заявление уполномоченного органа соответствующего государства о том, что такое разрешение по законодательству государства указанного учредителя не требуется. Для банков-нерезидентов Республики Казахстан указанные документы выдает орган  банковского надзора.

Для того чтобы лицо, имеющее намерение создать банк на территории Республики Казахстан могло сориентироваться в объеме информации и документов, которые потребуются для создания банка, мы приводим примерный перечень документов, требуемых действующим законодательством:

- заявление (на казахском или русском языках),

- учредительные документы (устав, учредительный договор), протокол учредительного собрания, оформленные в установленном законодательством Республики Казахстан порядке;

- сведения об учредителях (перечень сведений определен уполномоченным органом), финансовая отчетность, включая консолидированную, за последние два завершенных финансовых года, отчет аудиторской организации о финансовом состоянии учредителей (имеются требования к аудиторским организациям);

- сведения об условиях и порядке приобретения акций банка, включая описание источников и средств, используемых для приобретения акций, с приложением копий подтверждающих документов;

-  подробная организационная структура вновь создаваемого банка;

- бизнес-план вновь создаваемого банка, утвержденный лицом, уполномоченным учредителями на подписание документов, раскрывающий стратегию деятельности, направления и масштабы деятельности, финансовые перспективы (бюджет, расчетный баланс, счет прибылей и убытков за первых три финансовых (операционных) года, план маркетинга (формирования клиентуры банка), план привлечения трудовых ресурсов, организацию управления рисками;

- документ, подтверждающий полномочия заявителя на подачу заявления от имени учредителей.

- документы, необходимые для приобретения учредителем статуса крупного участника банка (законодательством предусмотрен отдельный объемный перечень документов, необходимых для приобретения статуса крупного участника банка).

Процедура выдачи разрешения предусмотрена «Правилами выдачи разрешения на открытие банка, а также лицензирования банковских и иных операций, деятельности на рынке ценных бумаг, осуществляемых банками», утвержденными уполномоченным органом. В случае необходимости может быть подготовлено отдельное заключение по вопросу получения разрешения на открытие банка.

Создание филиалов и представительств банков-нерезидентов Республики Казахстан

Представительство

Банк-нерезидент Республики Казахстан вправе открыть в Казахстане свое представительство. Получения согласия Национального банка РК на открытие представительства не требуется.

В соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан представительство банка-нерезидента РК не вправе осуществлять функции банка, т.е. осуществлять банковскую деятельность,   так как создается для осуществления защиты и представительства интересов банка-нерезидента, совершения от его имени сделок и иных правовых действий.

Филиал

Открытие филиалов банков-нерезидентов в Республике Казахстан запрещается.

 
Приложение № 1 к юридической справке
Утвержден 
постановлением Правления 
Агентства Республики 
Казахстан по регулированию и 
надзору финансового рынка и 
финансовых организаций 
от 2 октября 2008 года № 145

Перечень оффшорных зон для целей банковской и страховой деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных лицензируемых видов деятельности на рынке ценных бумаг, деятельности накопительных пенсионных фондов и акционерных инвестиционных фондов.

Для целей настоящего перечня под оффшорными зонами понимаются государства и территории, определенные в настоящем перечне, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций.

  1. Княжество Андорра.
  2. Государство Антигуа и Барбуда.
  3. Содружество Багамских островов.
  4. Государство Барбадос.
  5. Государство Белиз.
  6. Государство Бруней Даруссалам.
  7. Республика Вануату.
  8. Республика Гватемала.
  9. Государство Гренада.
  10. Республика Джибути.
  11. Доминиканская Республика.
  12. Республика Индонезия.
  13. Испания (только в части территории Канарских островов).
  14. Республика Кипр.
  15. Китайская Народная Республика (только в части территорий специальных административных районов Аомынь (Макао) и Сянган (Гонконг).
  16. Федеральная Исламская Республика Коморские Острова.
  17. Республика Коста-Рика.
  18. Малайзия (только в части территории анклава Лабуан).
  19. Республика Либерия.
  20. Княжество Лихтенштейн.
  21. Республика Маврикий.
  22. Португалия (только в части территории островов Мадейра).
  23. Мальдивская Республика.
  24. Республика Мальта.
  25. Республика Маршалловы острова.
  26. Княжество Монако.
  27. Союз Мьянма.
  28. Республика Науру.
  29. Нидерланды (только в части территории острова Аруба и зависимых территорий Антильских островов).
  30. Федеративная Республика Нигерия.
  31. Новая Зеландия (только в части территории островов Кука и Ниуэ).
  32. Республика Палау.
  33. Республика Панама.
  34. Независимое Государство Самоа.
  35. Республика Сейшельские острова.
  36. Государство Сент-Винсент и Гренадины.
  37. Федерация Сент-Китс и Невис.
  38. Государство Сент-Люсия.
  39. Соединенные Штаты Америки (только в части территорий Американских Виргинских островов, острова Гуам и содружества Пуэрто-Рико).
  40. Королевство Тонга.
  41. Республика Филиппины.
  42. Демократическая Республика Шри-Ланка.
  43. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (только в части следующих территорий):

 
 

Приложение № 2 к юридической справке

Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 24 декабря 2012 года № 385 Об установлении минимального рейтинга для юридических лиц, необходимость наличия которого требуется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, регулирующим деятельность финансовых организаций, перечня рейтинговых агентств, присваивающих данный рейтинг

В целях реализации пунктов 3 и 13 статьи 8, пункта 14 статьи 11-1, пункта 5 статьи 17, статьи 17-1, пункта 1 статьи 18, пункта 13 статьи 20, пункта 13 статьи 30, пункта 12 статьи 40, пункта 5 статьи 44, пункта 7 статьи 45 и статьи 60 Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», пункта 1-1 статьи 36, статьи 36-1, пункта 1-2 статьи 52 Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 года «О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан», пункта 6 статьи 15-1, пункт 4 статьи 21, статьи 26, пункта 14 статьи 32, пункта 13 статьи 34, пункта 6 статьи 44, пунктов 3 и 9 статьи 48, пункта 9 статьи 62 Закона Республики Казахстан 18 августа 2000 года «О страховой деятельности» Правление Национального Банка Республики Казахстан

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить долгосрочный кредитный рейтинг по международной шкале в иностранной валюте не ниже «ВВВ» рейтингового агентства Standard & Poors или рейтингов аналогичного уровня, присвоенных одним из рейтинговых агентств, указанных в пункте 3 настоящего постановления, для следующих юридических лиц - нерезидентов Республики Казахстан:

юридических лиц, приобретающих (имеющих) статус банковского либо страхового холдинга;

юридических лиц, приобретающих (имеющих) статус крупного участника банка, страховой (перестраховочной) организации, накопительного пенсионного фонда, организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами;

учредителей или акционеров накопительного пенсионного фонда либо организации, осуществляющей инвестиционное управление пенсионными активами;

банков, создающих (имеющих) дочерние банки в Республике Казахстан;

страховых (перестраховочных) организаций, имеющих дочерние страховые (перестраховочные) организации в Республике Казахстан.

2. Требования пункта 1 настоящего постановления не распространяются на:

1) юридических лиц - нерезидентов Республики Казахстан, соответствующих всем нижеследующим условиям:

наличие у юридического лица долгосрочного кредитного рейтинга по международной шкале в иностранной валюте не ниже «ВВ-» рейтингового агентства Standard & Poors или рейтингов аналогичного уровня, присвоенных одним из рейтинговых агентств, указанных в пункте 3 настоящего постановления;

является резидентом иностранного государства, имеющего суверенный рейтинг в иностранной валюте не ниже «ВВ-» рейтингового агентства Standard & Poors или рейтингов аналогичного уровня, присвоенных одним из рейтинговых агентств, указанных в пункте 3 настоящего постановления; 

заключено соглашение между уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций и уполномоченным органом по регулированию деятельности банков, накопительных пенсионных фондов, организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, страховых (перестраховочных) организаций иностранного государства, резидентом которого является юридическое лицо, предусматривающее обмен информацией; 

2) банковские холдинги - нерезиденты Республики Казахстан, получившие соответствующий статус до 1 января 2013 года и соответствующие на указанную дату всем нижеследующим условиям;

наличие у банковского холдинга долгосрочного кредитного рейтинга по национальной шкале в иностранной валюте не ниже «ААА» рейтингового агентства Japan Credit Rating Agency (JСR) либо рейтингового агентства, являющегося аффилиированным лицом JСR;

является резидентом иностранного государства, имеющего суверенный рейтинг в иностранной валюте ниже «ВВ-» рейтингового агентства Standard & Poors или рейтингов аналогичного уровня, присвоенных одним из рейтинговых агентств, указанных в пункте 3 настоящего постановления; 

заключено соглашение между уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций и уполномоченным органом по регулированию деятельности банков иностранного государства, резидентом которого является банковский холдинг, предусматривающего обмен информацией.

3. Установить следующий перечень рейтинговых агентств:

 
Moody's Investors Service;
Standard & Poors;
Fitch;
Capital Intelligence;

Dominion Bond Rating Service (DBRS);

JСR;

Rating & Investment Information (R&І).

В перечень рейтинговых агентств включаются рейтинговые агентства, которые признаны в качестве внешних кредитных оценочных институтов (External Credit Assessment Institutions) не менее чем в пяти странах Европейского союза или рейтинговые агентства, соответствующие следующим требованиям:

рейтинговое агентство включено в периодическое специализированное издание по обзору деятельности рейтинговых агентств «Interactive Data Credit Ratings-International»; 

рейтинговое агентство присваивает (обновляет) рейтинги объектам рейтингования на регулярной основе не менее трех последних лет; 

минимальный размер уставного капитала рейтингового агентства составляет сумму не менее эквивалентной ста семидесяти миллионам тенге; 

количество организаций, которым рейтинговое агентство присваивало и обновляло рейтинг не менее тридцати, в том числе за последние три года не менее двадцати, из них не менее пяти являлись банками, страховыми (перестраховочными) организациями, компаниями, осуществляющими инвестиционное управление, или накопительными пенсионными фондами; 

рейтинговое агентство присваивает рейтинги в качестве основной деятельности, а также может дополнительно осуществлять аналитическую деятельность и оказывать консалтинговые услуги по вопросам основной деятельности рейтингового агентства;

методология присвоения рейтинговых оценок соответствует следующим условиям:

учитываются все качественные и количественные факторы, влияющие на определение рейтинговой оценки, что подтверждается статистическими расчетами, проведенными на основе исторических данных, свидетельствующими о существенности таких факторов при определении рейтинговых оценок в прошлом;

используются модели статистического анализа количественных и качественных факторов для присвоения рейтингов, в том числе на основе матриц трансформации рейтинговых оценок и соответствующих им уровней (вероятностей) дефолтов; 

применяются процедуры проверки достоверности первичной информации в отношении количественных и качественных показателей факторов риска, влияющих на рейтинговую оценку, а также их актуальности для целей определения рейтинговой оценки;

организации, которым рейтинговое агентство присваивает (подтверждает) рейтинг, не

внутренние документы рейтингового агентства по корпоративному управлению и внутреннему контролю ограничивают влияние на процесс присвоения рейтинговых оценок иных факторов, за исключением количественных и качественных, предусмотренных в методологии рейтингового агентства;

персонал рейтингового агентства, непосредственно занимающийся присвоением рейтингов, имеет соответствующее высшее техническое (экономическое) образование и обладает не менее чем трехлетним опытом работы в области финансового и/или кредитного анализа либо управления рисками;

внутренние документы рейтингового агентства предусматривают процедуру, обеспечивающую защиту и конфиденциальность информации;

рейтинговое агентство обладает собственным веб-сайтом с указанием на нем сведений о принципах методологии присвоения рейтинговых оценок, перечня предоставляемых услуг и присвоенных рейтинговых оценок.

4. Сравнительная таблица соответствия рейтингов рейтинговых агентств, указанных в пункте 3 настоящего постановления, установлена приложением 1 к настоящему постановлению.

 5. Признать утратившими силу нормативные правовые акты Республики Казахстан согласно приложению 2 к настоящему постановлению.

 6. Настоящее постановление вводится в действие с 4 февраля 2012 года и подлежит официальному опубликованию.

Председатель Национального Банка

 Г. Марченко

 
 
Приложение 1 
к постановлению Правления 
Национального Банка
Республики Казахстан 
от 24 декабря 2012 года № 385

 Сравнительная таблица рейтингов

 
 
 
Standard and Poors
 

Moody's Investors Service

 
Fitch
 
Dominion Bond Rating Service (DBRS)
 
Japan Credit Rating Agency (JCR)
 
Rating and Investment Information (R&І)
 
Capital Intel-ligence
 
1.
 
ААА
 
Ааа
 
ААА
 
ААА
 
AAA
 
AAA
 
AAA
 
2.
 
АА+
 
Aa1
 
АА+
 
AAH
 
AA+
 
AA+
 
AA+
 
3.
 
АА
 
Аа2
 
АА
 
АА
 
AA
 
AA
 
AA
 
4.
 
АА-
 
Аа3
 
АА-
 
AAL
 
AA-
 
AA-
 
АА-
 
5.
 
А+
 
A1
 
А+
 
АH
 
A+
 
A+
 
A+
 
6.
 
А
 
А2
 
А
 
A
 
A
 
A
 
A
 
7.
 
А-
 
A3
 
А-
 
AL
 
A-
 
A-
 
A-
 
8.
 
ВВВ+
 
Baa1
 
ВВВ+
 
BBBH
 
BBB+
 
BBB+
 
BBB+
 
9.
 
ВВВ
 
Ваа2
 
ВВВ
 
BBB
 
BBB
 
BBB
 
BBB
 
10.
 
ВВВ-
 
Ваа3
 
ВВВ-
 
BBBL
 
BBB-
 
BBB-
 
BBB-
 
11.
 
ВВ+
 
Ba1
 
ВВ+
 
BBH
 
BB+
 
BB+
 
BB+
 
12.
 
ВВ
 
Ва2
 
BB
 
BB
 
BB
 
BB
 
BB
 
13.
 
ВВ-
 
Ва3
 
ВВ-
 
BBL
 
BB-
 
BB-
 
BB-
 
 

rss Подписаться на новости
Яндекс.Метрика